Продолжение
Начало:
Турайдский музей-заповедник. Часть 1. Канатная дорога-Кримулда-Турайда
Турайдский музей-заповедник. Часть 2. Парк народных песен
Турайдский музей-заповедник расположен в центре тех литовских земель, которые с XI столетия занимали гауйские ливы (līvi или lībieši). Как полноценная и многочисленная этническая община эти аборигены сохранялись до XII века. В дальнейшем стал проходить постепенный процесс этноязыковой ассимиляции различными балтами. В 1999 году власти страны признали ливов, наряду с латышами, коренным народом Латвии.
Выставку "Гауйские ливы в истории культуры Латвии" разместили в бывшем доме садовника Турайдской усадьбы. Небольшое здание с покатой крышей стоит в начале пути к замковому комплексу.

В конце XII века на прибалтийскую территорию, где царили языческие верования, начинают прибывать католические миссионеры. Согласно летописям, в 1191 году в Турайде впервые был проведен обряд крещения. Однако, еще ни одно столетие здесь будут продолжать поклоняться языческим богам.

На излете XII века ливы занимают около 1000 квадратных километров здешних земель, разделенных на замковые округа, управляемые старейшинами. Представители власти, ремесленники и коммерсанты проживали в укрепленных городищах, остальные - в селениях.

Традиционными занятиями народа были охота и рыболовство. О чем свидетельствует картина экспозиции.

Однако, на сайте музея написано, что ливы занимались земледелием, скотоводством, а также сбором меда диких пчел (бортничеством), причем воск даже шел на экспорт. Там же сказано о значительном развитии ремесленничества, например, обработке металла, как в кузнечном, так и ювелирном деле. В XI веке начинает использоваться гончарный круг. Известно, что у этого древнего народа в XI-XIII столетиях существовали ткацкие станки, на которых изготавливались льняные и шерстяные ткани.

На стенде размещены приспособления, которые в XI-XII веках использовались для шитья одежды - наплечных покрывал, рубашек, кофт, головных уборов, портянок.

Ливские ювелиры делали оловянные розетки, бронзовые колечки, декоративные спирали, амулеты и другие украшения.


В музее можно увидеть различные предметы хозяйственного назначения.


Численность Гауйских ливов постепенно снижалась в результате эпидемий и крестовых походов. Шла также постепенная ассимиляция. Тем не менее, лишь в 2009 году в ливской деревне Вайде ушел из жизни последний носитель ливского языка Виктор Бертольд (Viktors Bertholds, род. 1921 г.). В настоящее время этот язык сохраняется как объект изучения в некоторых прибалтийских университетах.

Ливский язык (rāndakēļ - прибрежный язык, līvõkēļ - язык ливов) относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков. Ученые полагают, что в первые века нашей эры он одним из первых выделился из общего языка-основы. Родственным ему является эстонский, особенно близки южные говоры.

Частью ливской культуры являются протяжные народные песни - дайны, традиционно исполняемые на природе, например, на морском или речном берегу. В них преобладает языческая тема, воспеваются богини луны и солнца, а также собирательный образ героя разных преданий.








Музей ливов небольшой, но дает определенное представление о культуре и быте древних жителей Латвии.
Теперь направляемся в средневековый Турайский замок.
|