09.01.2018
Монастырь Хор Вирап (Арташат) на месте заточения Григория Просветителя

Монастырь Хор Вирап расположен у подножия священной горы Арарат. На этом месте около 176 года до нашей эры был основан город Арташат, ставший столицей и объединяющим центром государства на последующие около 500 лет. Заложил его первый царь Великой Армении Арташес I, правивший с 189 по 160 до нашей эры, основатель династии Арташесидов, реформатор и завоеватель. Он перенес сюда столицу из Армавира и начал воссоединение армянских земель, преобразования в экономике, административно-политической и военной деятельности и культурной жизни.

 

Арташат построили на холмах, на перекрёстке торговых путей, что стало основой процветания. Согласно карте-путеводителю 1265 года the Tabula Peutingeriana, он имел сообщение с Ираном, Междуречьем, восточным Средиземноморьем, Малой Азией, а также греческими городами Черноморского побережья. Это был значительный транзитный центр международной торговли, включая Великий Шелковый путь. Из Китая местные купцы привозили шелк-сырец. Предметами экспорта для них служили медь, свинец, ткани, шитые золотом, изделия из стекла.

 

Об активной коммерческой деятельности свидетельствуют обнаруженные при раскопках золотые, серебряные и медные монеты различных стран и городов. Найдены тут и собственные монеты, причем, надпись “Столица Арташат” на них выполнены на греческом языке.

 

 

Город был очень богат и прекрасен. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном. Интересна и версия его основания. Плутарх записал: "Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал.... перешел ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении."

 

Исследователи говорят, что в 7 веке Арташат пришел в упадок и утратил свое историческое значение. К этому времени здесь уцелела лишь крепость и небольшое поселение, в котором занимались производством кошенили (пурпурной краски, получаемой из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили).

 

По мнению ученых, в эпоху процветания территория Арташата насчитывала 400 гектар. Цитадель и центральные кварталы были построены на девяти холмах. Общая длина стен вокруг них достигала свыше 10 000 метров, причем каждый холм окружали свои стены, соединявшиеся в единую систему фортификации. Ширина стен составляла 2,6 - 3,5 метров. Город также защищали валы и рвы с водой. Воины встречали врага луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью.

 

На центральном холме, где располагалась крепость, был устроен каземат. Отсюда и название - "вира" означает "яма". "Хор" переводится как "глубокая". Подземная тюрьма наполнялась ядовитыми змеями и насекомыми. В этой тюрьме 13 лет мучился Григорий Просветитель, будущий основатель Армянской Апостольской Церкви.

 

 

На подъезде к холму, на котором стоит Хор Вирап, есть парковка.

 

 

Оставив там свой транспорт, далее надо подняться по лестнице.

 

 

На стенде дано описание монастырского комплекса. В него входят крепостные стены, центральный храм Богородицы, датируемый XVII столетием, и самое старое сооружение архитектурного ансамбля - однонефная базилика святого Георгия VII века с подземельем Хор Вирап.

 

 

Согласно экспликации на сайте Хор Вирап, помимо монастырских сооружений на холмах можно увидеть остатки крепости, оборонительных укреплений, храма Мгера, акрополя, мастерских, жилищ, общественных и частных бань. В процессе раскопок крепостных стен были найдены фрагменты сосудов для хранения вина, глиняных светильников и различной керамики, относящихся к эпохе царства Урарту. На первом холме под каменным полом, относящемся к II веку до нашей эры, обнаружилась урартская печать, на которой заметны изображения жрецов или богов.

 

 

Храм Богородицы (Сурб Аствацацин) - это реконструкция купольного храма XIV века, уничтоженного в в период завоеваний Тамерлана. Нынешнее здание относится к  XVII столетию. В XX веке оно трижды повреждалось при землетрясениях. В 2000-2001 годах, к 1700-летию принятия христианства в Армении, здесь провели восстановительные работы.

 

 

Сооружение завершено конусообразным куполом, стоящим над восьмигранным барабаном. Внутри храма устроен вытянутый сводчатый зал с двумя пристройками по обе стороны алтаря. С западной части к основному объему пристроена колокольня.

 

 

Интерьеры необычны.

 

 

Верующие оставляют свечи перед образами, помещенными в нишах.

 

 

Церковь святого Григория построена в 642 году по указанию католика Нерсеса III, известного своей бурной строительной деятельностью. Он вошел в историю также как личность, завершившая в стране раскол между религией и политикой. 

 

 

Храм является действующим, здесь проводятся богослужения.

 

 

Местом паломничества туристов являет подземная темница, где держали святого Григория, над которой и была воздвигнута церковь. 

 

 

Как повествуют старинные документы, армянский царь Трдат III, властвовавший в 287-330 годах, в начале своей деятельности яростно боролся с христианством. Среди его жертв были проповедницы Рипсине и Гаяне, отдавшие свои жизни за веру. После их убийства у правителя помутился разум. Вскоре его сестре стали сниться сны, вещавшие, что спасти царя может только христианин Григорий, уже 13 лет томившийся в каменной яме со змеями и скорпионами. 

 

 

После исцеления Трдат вместе с помилованным Григорием начал распространять новую веру в своей стране. В 301 году Армения становится первым государством, принявшим христианство. Григорий в качестве Патриарха активно занимался просветительством, строил монастыри и храмы.

 

 

На склоне лет Григорий уходит на гору Сепух, где отшельником проводит свои последние годы и в тиши завершает земной путь. По преданиям, на той вершине молился и каялся за свои грехи царь Трдат. 

 

 

Желающие могут пробраться в темницу по очень узкой винтовой лестнице. Глубина тюрьмы святого Григория - 6 метров, диаметр - всего 4,4 метраПоскольку туристы считали (не знаю, откуда у них эта информация), что пещера творит чудеса, то в надежде на исцеление в тюрьму лезли (иначе не назовешь, учитывая минимальные размеры входа) даже люди с телесными недугами, опирающиеся на клюку.

 

 

Посетители, выбиравшиеся из подземелья, выглядели довольными и подбадривали тех, кто ещё сомневался спускаться или обойтись без экстрима. У меня клаустрофобия, я не решилась.

 

 

В XIII-XVIII веках в Хор Вирап действовала духовная школа. Учебное заведение создал один из крупнейших ученых средневековой Армении, историк, географ, философ, переводчик, религиозный и общественный деятель Вардан Аревелци (ок. 1198-1271). Он оставил после себя примерно 120 научных и литературных трудов, среди которых "Всеобщая история", в которой автор попытался описать всю историю Армении.

 

 

До наших дней уцелели более десяти манускриптов монастырской семинарии. 

 

 

Вдоль стен обители были выстроены кельи, столовая, хранилища, различные подсобные сооружения. Во дворе можно увидеть надгробные плиты и захоронения служивших здесь священников.

 

 

Хачкары - обязательное украшение всех армянских монастырей.

 

 

Вырезанные в камне кресты удивляют своей красотой и разнообразием.

 

 

Армянские мастера достигли больших высот в изготовлении таких творений.

 

 

На скале произведение с изящным, ажурным узором смотрится очень эффектно.

 

 

На одном их холмов мы встретили беженца из Азербайджана. Он собирает тут мусор, оставляемый неразумными туристами, убирает камни с дорожек, чтобы никто не споткнулся, помогает пожилым людям подниматься на вершину и спускаться с неё. Пытается как-то заработать для своей семьи. Он с большой теплотой вспоминал времена Советского Союза и уверен, что всё еще вернется и народы вновь будут жить в мире и согласии. Мужчина ни на что не жаловался, постоянно улыбался и желал нам благополучия. Удивительный человек, совсем не очерствевший от свалившихся на него невзгод.

 

 

Оглядимся вокруг с холма.

 

 

Хор Вирап находится неподалеку от границы с Турцией, всего в пол-километре. С территории монастыря видны смотровые вышки. Кстати, охраняют рубежи российские воины.

 

 

В сторону Турции внимательно смотрит солдат. Скульптура стоит на постаменте из камней, которых а Армении очень-очень много.

 

 

Рядом с границей живописная картинка с разноцветными полями.

 

 

Но главный вид, безусловно, на Арарат, к вершине которой, по Библии, приплыл Ноев ковчег. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Армяне уверенно заявляют, что именно они - первый народ, появившийся на планете после всемирного потопа. И невзирая на то, что с 1921 года священная гора возвышается на территории Турции, считают её главным символом страны. Арарат изображен на гербе государства.

 

Гора, увы, частенько скрывается в тумане. Нам не удалось увидеть её во всей красе не только отсюда, но и нигде за всю неделю пребывания в Армении. По поводу того, что Арарат редко "открывает личико" сокрушались и другие туристы, с которым нам довелось пообщаться.

 

 

Увидеть Арарат в ясную погоду - не единственная причина еще раз вернуться в Армению. Удивительная природа, множество древних достопримечательностей, дружелюбие народа, вкусная кухня - всё это превращает путешествие сюда в настоящий праздник!

 

Просмотров: 35 | Добавил: Делфико
Теги: Армения, Ереван, Монастырь Арташат


 ГДЕ НАХОДИТСЯ?
ТОЧНЫЕ КООРДИНАТЫ: 39.878506, 44.57623   

 ВАМ МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ: